Сенситивные периоды развития ребенка: что это, определение

сенситивные периоды развития ребенка: что это, определение

Что называют сенситивными периодами развития ребенка?

Сенситивным (или сензитивным) периодом называют определённые промежутки жизни ребёнка, в которых создаются самые оптимальные условия для развития. Имеются ввиду навыки общения, разговорной речи, психологические и способность физически развиваться.

Всё люди сугубо индивидуальны. Мы разнимся психикой, характером, выносливостью, способностью к учёбе и пр. Но существуют особые отрезки в детском возрасте, которые характерны для всех в полной мере. В эти моменты дети начинают ходить, думать, говорить, осуществлять осмысленные действия и т. д.

Всё происходит сугубо индивидуально

Малыши впитывают всё, как губка воду. Начинают познавать мир буквально с первого года. При этом активно используются тактильные и слуховые ощущения. Активно развиваются речевые способности. Сначала они накапливают в себе всё, что слышат от взрослых. А потом, как плотину прорвало, болтают без умолку. Это происходит приблизительно года в 3. Начинают реагировать, воспринимать настроение родителей, пытаться выражать свои эмоции и чувства.

От 1,5 до 2-х лет играются с мелкими игрушками, формируя моторику рук и пальчиков. От 3-х до 7 лет понимают полностью силу мыслей. Учатся грамотно выражать её с помощью речи. Сами придумывают себе развлечения, выбирают темы для игр. Пытаются читать и писать. От 8 до 9 лет стремительно формируется воображение и восприятие образов.

Вот тогда всё и начинается

Дошкольный возраст характерен развитием способности взаимодействия с окружающими и общению с ними. В этот момент крайне желательно вложить в него как можно больше знаний. Особенное внимание стоит уделять активному образу жизни: побольше гулять, проводить на свежем воздухе определённые часы.

Этапы взросления

Но даже в подростковом возрасте учёба и овладение новыми навыками продолжается. По большому счёту, человек учится новому до самой старости. Чем разнообразней будет сфера его интересов, тем гармоничней будет проходить развитие. Это не говорит о том, что нам необходимо отдать дитя во все возможные секции и кружки.

Бояться нет никаких причин

Всё должно идти гармонично. Именно поэтому нам нужно внимательно следить за развитием и не пропускать важные моменты. Если Вы подозреваете, что происходит задержка в развитии, то надо обратиться к врачу. Понятно, что многое зависит от личностных качеств, развития мозговой активности и психического состояния. Важно активизировать задатки на нужном уровне, не пропустить момент.

Стоит ли говорить, что немаловажную роль играет климат в семье? Родители всегда будут основным и главным примером для подражания. Психиатры не даром ввели термин «неблагополучной семьи». Там уже существуют задатки того, что дети тоже вырастут в подобном ключе. Этого нельзя допускать категорически.

Классификация

Исследователи условно делят всё на 2 периода:

  • Критический. Его нельзя пропустить. Именно тогда зарождаются стимулы, которые оказывают огромное влияние на формирование всевозможных функций.
  • Сенситивный. Обуславливает механизмы индивидуальных формирований личности. Даёт опыт, учит развиваться дальше.

Если делать выводы, то можно понять следующее. Не стоит думать, что всё наладится, само собой. Не буду учить читать, так как пойдёт в школу и там научат. Это совсем неправильно и даже опасно. Не умеющий читать и писать ребёнок может подвергаться насмешкам и оскорблениям одноклассников. Что в свою очередь повлияет на его психическое состояние. И даже нанести неповторимую травму.

Всем известно, что дети жестоки и могут принести немало неприятностей. Именно поэтому необходимо всему учить вовремя. Нет нужды перегружать и пытаться научить таблице умножения в 5 лет. Но и не надо откладывать всё в долгий ящик. Всему своё время и не надо его пропускать. Будьте здоровы!

Тест Айзенка на темперамент ребенка