Кто такой Ахилл или Ахиллес в древнегреческой мифологии, чем знаменит

кто такой ахилл или ахиллес в древнегреческой мифологии, чем знаменит

Рождение и детство легендарного воителя

Ахилл, в латинизированном варианте – Ахиллес (Achillesus). Древнегреческий герой, царь племени мирмидонян, прославившийся во время Троянской войны. В переводе с греческого слово «а-хилл» переводится как «безгубый».
Имя Ахилла впервые упоминается в гомеровской «Илиаде», древнейшем из сохранившихся литературных памятников о событиях Троянской войны. Война между коалицией древнегреческих полисов и Троей (по-гречески – Илионом).

События двадцатилетней вражды между данайцами и троянцами современные историки относят приблизительно к концу XIII века до н. э. Соответственно, дату рождения прославленного греческого героя также следует отнести примерно к середине XIII века до н. э.

В древних сказаниях греков реальные исторические события самым затейливым образом переплетаются с фантазиями сказителей и религиозными легендами. Так, согласно «Илиаде», Ахилл принадлежал к числу так называемых полубогов. По представлениям древних греков, боги и прочие мифологические существа обитающие на Олимпе могли вступать в физиологическую связь с простыми людьми, и даже заключать с ними брачные союзы.

От такой связи рождались дети, наделённые некими сверхспособностями, недоступными для простых смертных – небывалой силой, храбростью, способностью предвидения и так далее. Таких детей, появившихся на свет от любви богов и людей, в легендах называли полубогами.

Красавец мужчина в расцвете сил

«Ахиллесова пята»

Подобным полубогом был и Ахилл, родившийся от брака мирмидонского царя Пелея (бывшего аргонавта), и нереиды (морской нимфы) Фетиды, дочери морского бога Нерея. Дети, рождённые от бессмертных, хотя и наделялись необычными способностями, но имели один недостаток: в отличие от настоящих божеств, они не являлись бессмертными. Желая исправить это, мать Ахилла, нимфа Фетида, решила сделать его бессмертным.

Для этого она, окунала младенца в реки подземной реки Стикс, протекающей в царстве Аида, бога мёртвых. Согласно древнегреческим поверьям, адская река Стикс олицетворяла первозданный ужас человека перед лицом гибели.

Таким образом, малыш, по замыслу матери, должен был получить от подобного купания не только «иммунитет» к смерти, но и к страху вообще. Однако, Фетиде всё же не удалось обмануть судьбу: пятка, за которую она держала маленького ребёнка, не погрузилась в воды подземной реки. Поэтому пятка малыша осталась единственным уязвимым местом на теле будущего героя.

По версии поэта Гесиода (VIII в до н.э.), Фетида опускала младенца в печь бога-кузнеца Гефеста, то есть, в жерло действующего вулкана. Этим она как бы закаляла тело и дух будущего воина. Но в обеих версиях легенды именно пятка оставалась единственно уязвимым местом Ахиллеса. Отсюда и произошло переносное выражение «ахиллесова пята» – некая слабость при общей неуязвимости. Отсюда же родом и медицинский термин «ахиллово сухожилие», обозначающее одну из связок голеностопа человека.

Воспитание героического воителя

Первоначальное имя, данное родителями мальчику, звучало как Пирисий – «студёный, ледяной». Согласно Агаместру, имя «Ахилл», что означает «безгубый», он после того, как обжёг губы огнём. Современные историки усматривают в смене имени отголоски первобытного обряда инициации мальчиков в мужчины, который сопровождается сменой детского имени на взрослое.

Так, другой полубог, Геракл в детстве носил имя Алкид, а после поступления на службу к царю Эврисфею получил своё взрослое имя. Подобная смена детского имени на взрослое существует и поныне у многих народов, например, у китайцев.

Учителем героя стал Феникс, друг его отца Пелея. После подростка отдали на обучение кентавру Хирону, обитавшему на Пелион. Он научил Ахиллеса искусству врачевания. Однажды, согласно Плинию, мальчик, гуляя по лесистому склону горы, нашёл траву, способную заживлять раны.

С её помощью в будущем он излечит своего раненого друга Телефа, сына Геракла. Среди друзей детства в сказаниях упоминается Патрокл, сын Менетия, друга царя Пелея. Патрокл принял участие в троянском походе в качестве оруженосца героя.

Участие в Троянской войне

Когда началась Троянская война, по утверждению Гомера, юноше исполнилось всего лишь 15 лет. По настоянию своего отца, престарелого царя Пелея, будущий герой присоединился к греческой коалиции, возглавив войско мирмидонян в 50 кораблей. По некоторым послегомеровским сказаниям, Фетида, предвидевшая трагический для своего сына финал похода, решила оградить его от предстоящей войны. С этой целью она спрятала своего отпрыска на о. Скирос, у царя Ликомеда.

Одиссей, прознав об этом, отправился на Скирос, чтобы призвать Ахилла в поход. Но тот, не горящий желанием идти на заклание из-за чужой невесты, по наущению матери, обрядился в женские наряды и спрятался меж царевен.

Хитроумный же Одиссей, под видом обычного торговца разложил перед всеми девушками драгоценности вперемешку с оружием. Когда царевны, а вместе с ними и Ахилл, начали рассматривать товар, помощники Одиссей внезапно подняли боевой клич. Переодетый Ахиллес рефлекторно схватил лежавший среди драгоценностей меч, чем выдал себя Одиссею. В поэме Лесха Ахиллес оказался на Скиросе не по своей воле – его флот был заброшен туда бурей. Именно этим Лесх и объясняет запоздалое прибытие флота мирмидонян к стенам Трои.

Доспехи храброму бойцу выковал сам бог-кузнец Гефест по просьбе Фетиды, понявшей, что уберечь от роковой битвы своего отпрыска не удастся. Эта сцена часто изображалась древнегреческими мастерами на декоративных вазах и амфорах. Само участие его в двадцатилетней Троянской войне описывается у разных авторов по-разному. Классическим вариантом считается «Иллиада», а все поздние «дополнения» и «уточнения» – не иначе, как плодом авторского воображения поэтов и историков.

Ссора с Агамемноном

Мирмидоняне под его предводительством не сидели сложа руки под стенами Трои, а совершали набеги на соседние земли, союзные троянцам. Так, 5 лет занял у него поход в скифские земли. Также ему приписывается осада Монении. Одним из центральных эпизодов «Илиады», касающихся славного бойца – его ссора с предводителем данайской коалиции, микенским владыкой Агамемноном. Причиной раздора стала прекрасная царевна Бресеида, которую Ахиллес смог захватить на десятом году битв. В результате Агамемнон, по праву старшинства, забрал Бресеиду себе, а Ахилл отказался от дальнейшего участия в грозной сече.

В ответ Фетида упросила Зевса, верховное божество древних греков, даровать победу жителям Трои. В результате на Громовержец наслал на греческую армию моровую болезнь. В довершение всех бед, троянцы смогли совершить успешную вылазку, едва не разгромив весь лагерь осаждавших их данайцев. Когда троянцы, ведомые Гектором, приступили к уничтожению лагеря, Ахиллес позволил своему другу Патроклу возглавить мирмидонян и выступить на помощь остальным грекам. Сам же он, горя обидой к Агамемнону, принимать посильное участие в битве не стал.

Месть

Патрокл, ведя в бой мирмидонское войско, облачился в ахиллесовы доспехи. Предводитель троянцев, Гектор, принял его за самого Ахилла, и в поединке убил того. Весть о смерти ближайшего друга заставила всё-таки и его вступить в битву. Без доспехов, сопровождаемый невидимой Афиной Палладой, он врезался в строй троянцев и обратил их в бегство. Наутро Фетида появилась в греческом стане и передала сыну новые доспехи от Гефеста. После смерти Патрокла ближайшим другом стал юный герой Антилох, также позднее павший от руки Гектора.

Чтобы отомстить за смерть друзей, храбрец вызвал Гектора на поединок. В ходе боя искусный боец убивает сильнейшего воина троянцев, и, привязав труп врага к своей колеснице, увозит в данайский лагерь. Позднее он возвратит труп Гектора его отцу, троянскому царю Приаму, за большой выкуп. Царь Приам лично, под покровом ночи, появился в палатке победителя с просьбой выдать тело любимого сына для погребения. Кроме Гектора, от его меча погибло свыше 20 героев из Трои, перечисленных поимённо. С ним также скрестил клинки Эней, легендарный предок основателей Рима, но вынужден был спастись бегством.

Также герой сразился и с другим полубогом – главой финикийского Тира Агенором, сыном владыки морей Посейдона, которого спас от неминуемой смерти Аполлон. От руки предводителя мирмидонян погибли предводители троянских союзников – царица амазонок Пенфесилею и предводителя эфиопов Мемнона. Согласно некоторым другим древним источникам, от его руки пало свыше 70-ти троянских воинов.

Смерть непобедимого мастера меча

Гибель прославленного героя в большинстве источников описывается примерно одинаково. В одном из многочисленных боевых столкновений, смельчаку удалось прорваться до самых врат Трои. Но здесь, покровитель троянцев, Аполлон, выпустил стрелу из лука царевича Приама прямо в незащищённую пятку храброго воина. В различных вариациях Парис либо собственноручно убивает его из засады, либо Аполлон пускает стрелу непосредственно из своего золотого лука. Наиболее раннее изображение данной сцены относится к VII в. до нашей эры. Однако, стрела на амфоре поражает грека не в пяту, а в голень.

В ряде позднейших поэтических сказаний выдвигается «версия», что воина вероломно убил Парис, когда тот пришёл свататься к его младшей сестре, троянской царевне. Птолемей утверждает, что убийцей героя стал не Приам, а другой царевич – Гелен. После смерти Ахилла, греки выкупили его тело у троянцев за равное по весу количество золота. В одной из поздних поэм, после гибели, Фетида на время воскресила его, чтобы он смог поквитаться со своим убийцей, после чего он снова вернулся в подземное царство Аида. Мавзолей царевича мирмидонян греки установили на берегу Геллеспонта, современных Дарданелл.

Относительно образа легендарного воина у современных историков нет однозначного мнения. Одни считают его литературным воплощением некоего действительно жившего древнегреческого правителя. Другие же историки и этнографы полагают личность данного героя неким собирательным образом, воплотившим в себя черты множества героев древних народных сказаний. Некоторые же учёные полагают, что Ахилл, как и Геракл – отображение неких древних мифологических образов, низших божеств, или даже демонов войны.

Автор: Платон Щукин