Импринтинг в психологии: что это простыми словами

импринтинг в психологии: что это простыми словами

Импринтинг: что это простыми словами

Приветствуем Вас, дорогие друзья!

Как у животных, так и у людей есть одно занятное психофизиологическое явление. Смысл его заключается в том, что мы запечатлеем в памяти разные действия или чувства сами того не подозревая. У животных подобное свойство служит для выживания. Запомнил врага и прячешься сразу от него. Для человека это обозначает несколько другое.

Попробуем сегодня сообща разобраться в этих механизмах. Найдём положительные и отрицательные черты. Итак, приступим.

Что же это такое?

Импринтинг (если переводить дословно с английского языка «imprinting», то получится — «впечатывание») — так назвали особую форму обучения, когда информация запоминается сразу и может сохраниться на всю оставшуюся жизнь. На подсознательном уровне запечатывается в мозгу, а в последующем проявляется на инстинктивном уровне.

Именно поэтому считают, что подобную особенность поведения, зафиксированную в процессе импринтинга, крайне сложно держать под контролем и нет возможности изменить. Она будет храниться всю оставшуюся жизнь.

Давайте просто жить дружно

Всё это происходит на уровнях восприятия, в памяти фиксируются ощущения, объекты и последовательность действия. Т.е. так стихотворение не заучишь. Но есть возможность запечатлеть нужные в реальной жизни действия.

Для животного мира в первую очередь объектами подражания являются родители или представители своего племени. Таким образом они запоминают потенциального врага, полового партнёра, пищу или опасность.

Открытие 

Открытие термина приписывают австралийскому зоологу Конраду Лоренцу (род. 1903 г. — умер в 1989 г.). Он занимался зоопсихологией. После проведения многочисленных опытов сделал вывод, что животные наследуют особые манеры поведения не через гены, а в результате детских впечатлений. Проводил свои эксперименты на разных особях, но больше всех на гусях. Как пример приводил ходьбу маленьких птенцов за своей матерью «гуськом».

Примеры среди людей

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что это симбиоз приобретённого опыта и его закрепление в сознании. Является средним между врождённым инстинктом и приобретённым знанием. Просто запечатлеть и не пользоваться этим невозможно.

Исследователи считают, что всё зарождается во время кризисов: новорожденного, подросткового, среднего возраста и т.п. Или во время событий с сильной эмоциональной окраской: смена места работы, переезд в другой город, поступление в ВУЗ, женитьба и прочие. Особенно проявляется в молодом возрасте.

Всё происходит на подсознательном уровне. Человек может даже не вспомнить откуда у него появилась уверенность в том или ином поступке. Возможно, что вполне самостоятельно придумает логичное объяснение.

В особых случаях возможно сформировать социально неприемлемый шаблон поведения. Понимая неправоту подобного, люди пытаются бороться, но не всегда успешно. Именно поэтому не стоит стесняться обратить за помощью к квалифицированным специалистам психотерапевтам. Они всегда сумеют локализовать нежелательные «запечатления» и помогут с ними справиться.

Именно так всё и происходит

Предполагается, что состояния импринтинговых уязвимостей могут возникнуть у нас в любом возрасте под воздействием психических травм, возрастных кризисов, внешних ситуаций или внезапно изменившихся жизненных обстоятельств.

Разновидности 

Психологи различают большое количество разных видов. Остановимся на самых главных.

  • Самый первый связан с рождением. Первые дни играют важную роль для малышей. Они запоминают голоса родителей, прикосновения, начинают осознавать, что рядом с ними безопасно. Долгая разлука сможет привести к психическим травмам.
  • Эмоционально-двигательный. Для деток важным является период, когда он начинает учиться ходить сам. Победы и промахи в данном процессе окажут существенное влияние на его характер в будущем.
  • Выживание. Все живые существа, крайне чутко реагируют на сигналы опасности, поступающие от родителей.
  • Вербальный контакт. С самого рождения детям необходимо слышать человеческую речь. Пусть они ничего не понимают, но по тону определяют кто с ними говорит.
  • Ментально-манипуляционный. Вместе с развитием разговорных навыков, они учатся манипулировать объектами в реальном мире.

Также различают социальный, сексуальный и территориально-эмоциональный. Но это уже дебри психологии.

Заключение

Импринтинг является очень сложным механизмом. Но именно он делает нас такими, которые мы собой представляем. Практически всё формируется в глубоком детстве, основываясь на подражании и запоминании. Именно поэтому крайне важно подавать хорошие манеры своим потомкам. Нет нужды ходить целый выходной день с пивом, а потом удивляться почему сын квасит целыми днями.

Есть ещё люди, которые не до конца понимают, что от их поведения зависит также будущее детей. Не стоит недооценивать свои примеры и образ жизни. Растите их дисциплинированными, ответственными и порядочными. Сделайте их счастливыми. Будьте здоровы!