Что такое паушальный взнос в франшизе

что такое паушальный взнос в франшизе

Паушальный взнос в франшизе

Франшиза является очень популярным видом организации малого бизнеса, поскольку благодаря ей, начинающий предприниматель может воспользоваться уже раскрученным и известным брендом. Это дает ряд значительных конкурентных преимуществ – владельцу франшизы не нужно тратить средства на разработку рекламной политики и проведение массовых рекламных кампаний, разрабатывать маркетинговую и стратегическую политику, искать целевую аудиторию или занимать свое место на рынке, ведь это все прилагается к купленной франшизе.

Привлекают и условия, позволяющие стать владельцем франшизы – они предельно просты, и включают в себя только два вида обязательных выплат – паушальный взнос и роялти.

Дело опасное, но интересное

Паушальный взнос: общая информация

Если говорить простым и доступным языком, то паушальный взнос – это цена, которую потребуется заплатить за право обладать франшизой. Нужно отметить, что франчайзинг, как форма предпринимательской деятельности, придумали американские бизнесмены. Но почему-то термин «паушальный взнос» был позаимствован из немецкого делового словаря, а не английского, где он звучит, как «лицензионная стоимость».

Второе отличие франчайзинга от других форм организации современного бизнеса заключается в том, что в законодательство России нет его четкого определения, поэтому документальной базой служит договор коммерческой концессии, согласно которому, паушальный взнос можно трактовать как определенную сумму, прописанную в договорном соглашении и выплачиваемую покупателем франшизы франчайзеру.

Отличия паушального взноса от роялти

Главное отличие между этими двумя видами выплат по франшизе заключается в том, что паушальный взнос платится один раз (его поэтому еще называют вступительным взносом), а роялти являются формой регулярных ежемесячных платежей за возможность использовать товарный знак того или иного бренда. То есть, в первом случае, бизнесмен платит за право стать участников уже раскрученного бизнеса, во втором – оплачивает использование всех составляющих данной торговой марки.

Паушальный взнос выплачивается на этапе заключения договорного соглашения, и оно вступает в юридическую силу только после того, как будет выплачена заявленная по франшизе сумма. Но это не единственная инвестиция в приобретенный бизнес – новоявленному владельцу франшизы необходимо будет вкладывать средства в его развитие, например:

  • покупать торговое или производственное оборудование и товар;
  • арендовать помещение;
  • внедрять корпоративный стиль в интерьере;
  • рекламировать новый объект;
  • нанимать персонал и выплачивать им заработную плату и пр.

Но, все равно, практика показывает, что те предприниматели, которые работают по франшизе, имеют значительную фору перед бизнесменами, начинающими дело с нуля.

Паушальный взнос является официальной выплатой, поэтому он обязательно должен отображаться в бухгалтерской отчетности обеих сторон договора. Согласно принятым правилам, его проводят по статье «Учет нематериальных активов».

Особенности паушальных взносов в России

В российском бизнесе всегда не все так просто, как хотелось бы, поэтому такой способ оплаты франшизы, как паушальный взнос, имеет ряд характерных особенностей. Можно просто стать “дилером” определённой марки продукции.

Например, сумма паушального взноса увеличивается от одной франшизы к другой, порой достигая разрыва между нижней и верхней ценовой планкой в миллионы рублей. В некоторых случаях, паушальный взнос не является обязательным платежом – такую деятельность практикуют компании, которые хотят увеличить количество торговых точек и представительств. Это дает им возможность увеличить прибыльность за счет повышения объемов реализации товара.

Франшизу можно рассматривать как товар, поэтому паушальный взнос, в данном случае, выступает его ценой, имеющей определенную себестоимость и торговую наценку. Она формируется на основе подсчета средств, затраченных франчайзером на:

  • создание и внедрение на рынок нового продукта;
  • рекламную деятельность, которая привела к «раскрутке» бренда;
    поддержку владельца франшизы на начальном этапе развития, включая консультации, выезды на место, создание дизайн-проекта нового бизнеса в едином корпоративном стиле;
  • помощь в разработке рекламной политики, соответствующей общим правилам компании.

Но владельцы франшиз часто вносят в паушальный взнос весьма завышенные суммы наценок, поэтому львиная доля затраченных средств уходит на оплату «бренда», поэтому начинающим бизнесменам с ограниченным стартовым капиталом приходится начинать дело по франшизам не слишком «крутых» торговых марок.

Подытоживая, можно отметить, что франчайзинг является выгодным бизнесом, предлагающим предпринимателям стать частью одной большой компании. Назвать его «самостоятельным» нельзя, поскольку вести деловую деятельность нужно по уже установленным правилам. Но это отличный старт, позволяющий минимизировать многие финансовые риски и добиться успехов в рекордно сжатые временные рамки.

Автор: Светлана Колобова