Кто достиг первым Южного полюса

кто достиг первым Южного полюса

Первые люди вблизи полюса. Кто первым достиг Южного полюса?

Первым человеком, который смог приблизиться к границам Южного полюса стал Джеймс Кук. На хрупком деревянном судне он в 1772 году смог достичь 72 градуса южной широты, однако дальнейший путь ему преградили ледяные глыбы.

История открытия

Попытки покорить такой недоступный, и неприступный для людей Южный полюс начались ещё в начале девятнадцатого века. Что интересно, первым эту попытку предпринял русский мореплаватель, известный нам по школьному курсу истории, адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. В 1819 году, в своём письме министру де Траверсе, который заведовал морскими делами, он изложил об обязательности исследования южных полярных вод. Крузенштерн рекомендовал министру Российской Империи создать несколько морских экспедиций. Например: одна из них должна была направиться к Северному полюсу, а вторая к Южному.

Большое внимание уделялось именно второй экспедиции, что была отправлена к Южному полюсу под командованием Фадея Фадеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева (которых мы так же знаем по учебникам истории) в 1819-1821 годах. В результате данной экспедиции стали открыты южные полярные земли. Но сама территория, её очертания оставались размытыми вплоть до конца девятнадцатого века.

Ледяная лихорадка

В двадцатом веке «ледяная лихорадка» охватила весь цивилизованный мир. В силу того, что практически все земли на планете были уже открыты, полностью исследованные земли Австралии, Океании, Африки и Южной Америки не представляли никакого интереса для первооткрывателей и путешественников. Тогда они решили обратить свой взгляд в сторону земель Южного полюса. Неизведанные они были окутаны туманом таинственности и загадочности.

В 1897 году полярник и исследователь из Норвегии по имени Фритьоф Нансен представил свою идею миру, согласно которой он хотел достичь Южного полюса на санях, запряжённых собаками. Однако, данный план никогда не был претворён в жизнь и лишь остался на бумаге.

В 1899-1900 годах учёный из Норвегии по имени Карстен Борхгревинк впервые провёл несколько дней на берегу Антарктиды-на мысе Адэр. Вскоре после того, как зимовка закончилась, корабль, который носил название «Южный крест» отправился на юг, пока не добрался до Великого Ледяного барьера, который был открыт ранее. Норвежский полярник смог найти бухту, которую позже назовут Китовой.

16 февраля Борхгревинк, его напарники Колбек и Савио отправились на нартах, в которые были запряжены собаки, вглубь материка и смогли достичь 78 50″, тем самым установив первый подобный рекорд в истории.

К 1910 году в мире разгорелось целое состязание, наградой за которое стало бы мировое признание, как первого человека, который достиг Южного полюса. В это состязание вступили норвежец Руаль Амундсен и капитан королевского флота Великобритании Роберт Скотт.

Очень нужное открытие

Достижение Южного полюса

Стоит заметить, методы достижения этой точки у исследователей были разные. Амундсен сделал ставку на упряжки, запряжённые ездовыми собаками и маленькую команду, которая насчитывала всего девять человек. Скотт же решил достичь полюса на механических санях, которые были мощнее и быстрее псов, а также пони, которые плыли с ним из самой Британии.

20 октября 1911 года команда Руаля Амундсена на нартах, которые были запряжены собаками, в составе пяти участников, в первый раз в истории человечества добралась до точки Южного полюса, тем самым приписав это достижение Норвегии. Их путь лежал через Полярное плато, а затем через необычайно сложный и опасный Ледник Акселя Хейберга. Уже 26 января 1912 года группа Амундсена достигла своей базы, однако псов осталось лишь 11. А на момент старта их было аж 52!

«А что же случилось с командой Роберта Скотта?» – спросите вы меня.

Из-за того, что лошади не могли выдержать такой холод, а механические сани вышли из строя, команде Скотта пришлось рассчитывать только на самих себя. Несмотря на то, что британец решил использовать маршрут, проложенный ранее Шелктоном, лишь 17 января 1912 года его команда из пяти человек добралась до полюса. Из-за того, что всё оборудование, провиант и техническое оснащение людям пришлось нести на себе, то по достижении Южного полюса они были крайне истощены.

Двинувшись назад, команда британцев не смогла выдержать таких нагрузок. К глубокому сожалению весь состав умер на обратном пути. Лишь спустя восемнадцать месяцев окоченевшие трупы британской экспедиции и остатки оборудования нашли исследователи. Команда Роберта Скотта не дошла до своего лагеря восемнадцать километров.

Однако, их труд и подвиг никогда не был забыт, а памятники Роберту Скотту теперь стоят во многих городах мира: в Портсмуте, Кайстчерче и других.

Основанная в 1957 исследовательская база США так же носит имя «Амундсена-Скотта». Много есть разных наград названные их именами, тем самым прославляя героические подвиги этих полярников.

Автор: Сергей Данилевич